О необходимости раннего выявления детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
В дошкольном учреждении необходимо создавать специальные условия для детей с особыми образовательными потребностями, с подтверждённым диагнозом РАС и проявлениями аутистических черт,
поэтому содержание образовательного процесса строится индивидуально на основе углубленной психолого-педагогической диагностики, рекомендаций зональной психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации и абилитации.
Приём детей с РАС в детский сад осуществлялся постепенно, по мере адаптации ранее пришедших к условиям детского сада. Адаптация аутичных детей - процесс длительный, постепенный, требующий согласованных действий родителей и всех специалистов. Взаимодействие педагогов с детьми выстраивалось индивидуально, в зависимости от реальных возможностей каждого ребёнка.
При оформлении детей в данную группу родители детей с РАС заполнили опросники о предпочтениях в еде, любимых игрушках и других особенностях детей.
После анализа полученной от родителей информации педагоги подбирают игры, пособия, сенсорные стимулы, которые нравятся конкретному ребенку, стараются исключить из речи слова, выражения, которые вызывают у ребенка нежелательное поведение, убирают из окружающей среды лишние предметы, тем самым обеспечивая необходимый «сенсорный голод» для снижения зрительной нагрузки.
Чтобы ребенку с РАС было легче понять смысл происходящего в группе, необходимо постоянно комментировать для него все, что происходит вокруг в течение дня. Педагоги помогают аутичным детям наладить контакт с другими детьми, стараются вовлечь их в общие игры, тем самым предотвратить возможные агрессивные и неадекватные действия.
Воспитатели, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, младший воспитатель и другие сотрудники учреждения работают в тесном взаимодействии, они стремятся к тому, чтобы выработать единый подход к воспитанию каждого ребёнка и единый стиль работы. С данными детьми эффективность проведения фронтальных занятий очень низкая, вся работа проводится в индивидуальной и подгрупповой формах по индивидуальным планам развития, которые составляются по итогам диагностического обследования и наблюдения.
В нашем учреждении созданы все необходимые условия для воспитания и обучения детей с РАС.
Работа специалистов выстроена следующим образом.
Педагог-психолог является основным носителем представлений об особых образовательных и социальных потребностях каждого ребенка, он консультирует и сопровождает деятельность других специалистов.
Работа психолога с родителями строится с учетом понимания тех трудностей, с которыми сталкивается семья и на понимании специфики конкретного варианта аутистического расстройства. Психолог обсуждает с родителями возможности как основной (в детском саду), так и дополнительной (вне его стен) помощи, в том числе и медицинской.
Учитель-дефектолог создает адекватно организованную среду, которая становится основным способом коррекционного воздействия при работе с каждым ребенком.
Организует и визуализирует время. Для детей с РАС очень важна «разметка» времени. Регулярность чередования событий дня, их предсказуемость и планирование предстоящего помогают лучше понимать начало и окончание какой-либо деятельности. Отсюда им легче переживать то, что было в прошлом, и дождаться того, что будет в будущем. Здесь широко используются различного вида расписания, инструкции, календари и прочие атрибуты.
Дефектолог структурирует все виды деятельности. Основное внимание при этом уделяется формированию у детей в дошкольном возрасте продуктивной деятельности и навыков взаимодействия и формирования стереотипа учебного поведения.
Каждому ребенку аутисту необходимо овладеть многими социальными компетенциями, которыми обычные его сверстники овладевают практически самостоятельно.
Все описанное выше решается и другими специалистами, в первую очередь воспитателями группы, но именно дефектолог организует эту работу в качестве коррекционной и переносит приемы работы в образовательную деятельность ребенка.
Учитель - дефектолог также ведет коррекционную работу по преодолению неравномерности в развитии.
При построении работы учитывается следующее:
- преобладание наглядных средств преподнесения материала;
- рациональное дозирование информации;
- адекватный возможностям восприятия темп подачи материала;
- использование адаптированных текстов;
- вариативность уровня сложности заданий.
Дефектолог организует режим коммуникативного общения. Особое внимание при этом уделяется работе над расширением словарного запаса и развитием понятийной стороны речи. Детям необходимо подробно объяснять смысл заданий, а также то, что от них ожидается. Следует проговаривать с ребенком с РАС все события дня, важные моменты жизни.
Коммуникацию необходимо сделать как можно более конкретной и неотъемлемой частью жизни. Если у ребенка при выполнении задания возникают большие трудности, используем визуальную поддержку (фотографии, пиктограммы).
Учитель-дефектолог занимается составлением индивидуальных учебных планов, проводит мониторинг прогресса каждого ребенка с РАС. Это дает возможность регулярно отслеживать динамику достижений ребенка в образовательной и социальной областях и своевременно вносить коррективы в намеченную деятельность.
Дефектолог заботится о том, чтобы рекомендации, разработанные консилиумом детского сада, соблюдались всеми участниками образовательного процесса.
На индивидуальных коррекционных занятиях оказывает помощь ребенку в освоении программного материала и ликвидации имеющихся пробелов.
Постепенно организует процесс включения воспитанника в групповую форму работы.
Все полученные детьми умения и навыки закрепляются и переносятся в различные жизненные ситуации. Работа по улучшению социальной адаптации ведется в тесном взаимодействии с воспитателями и родителями детей.
Помощь ребенку с РАС учителем-дефектологом оказывается до тех пор, пока ребенок в ней нуждается. Положительным результатом работы может считаться тот момент, при котором ребенок все меньше нуждается в развернутой помощи. С ростом его самостоятельности сопровождение дефектолога сводится к минимуму помощи и поддержки. Результат всегда индивидуален и в каждом конкретном случае зависит от потенциальных возможностей ребенка, которые развиваются в процессе воспитания и обучения.
Задачи деятельности учителя-логопеда как специалиста сопровождения также чрезвычайно разнообразны.
Наши воспитанники с РАС имеют и признаки фонетико-фонематического недоразвития, и особенности звукопроизношения, что требует специальной коррекционной работы.
Речь таких детей чрезвычайно специфична. Это касается всех ее аспектов.
Работа над просодической стороной речи, ее мелодическими и ритмическими компонентами неотрывно связана с пониманием речи.
Другим направлением деятельности логопеда является специально организованная работа над пониманием сложноорганизованной устной речи и над пониманием прочитанного взрослым материала.
Учитель-логопед формирует у этих детей коммуникативную сторону речи, умение работать в режиме диалога, отвечать на поставленные вопросы по существу, развивает умение поддерживать диалог и даже инициировать его. Понятно, что над коммуникативной стороной речи работает не только логопед. Но по началу именно он на своих занятиях способствует созданию определенных коммуникативных стереотипов, которые в последующем ребенок с помощью психолога и воспитателя сможет переносить в более широкие коммуникативные ситуации.
Коррекция звукопроизносительной стороны речи не является задачей первой необходимости, часто именно эта работа логопеда вызывает негативные реакции ребенка, особенно если она требует с ним тактильного взаимодействия.
Основная деятельность младшего воспитателя – это помощь детям в организации учебного поведения. Именно этот сотрудник помогает сориентироваться и в пространстве, и в последовательности необходимых действий, он повторяет инструкции педагогического работника, снимая тем самым трудности восприятия заданий.
На первых этапах младший воспитатель становится для ребенка своеобразным проводником и переводчиком. Для того чтобы аутичный ребенок постепенно мог приспособиться или адаптироваться к ситуации обучения, она должна быть максимально структурирована. Эта структурированность необходима не только на занятии, но и в свободной от занятий деятельности и на прогулке.
Для организации образовательного процесса с детьми аутистами необходимо учитывать следующие моменты:
• организация пространства;
• организация времени;
• организация социального окружения.
Пространство, организованное для работы с детьми аутистами, характеризуется:
- привлекательностью;
- упорядоченностью и постоянством;
- функциональностью;
- немногочисленностью.
Групповое помещение, кабинеты специалистов, условно разделены на зоны. Зоны оборудованы в соответствии с их функциональным назначением. Определенные виды деятельности выполняются в соответствующих зонах.
Пространство, организованное в ДОУ, учитывает интересы и потребности детей с РАС. Среди оборудования и материалов, доступных для ребенка с РАС, находятся его любимые игрушки и предметы.
При организации пространства в ДОУ используются дополнительные визуальные средства, в т. ч. фотографии, информационные таблички, пиктограммы, иллюстрации правил поведения, визуальные сценарии и прочее.
Визуальные средства, подсказки условно подразделяются на три вида:
• ориентировочные;
• коммуникативные;
• социально-поведенческие.
Используемые в работе ориентировочные подсказки:
• маленькие фотографии ребенка для обозначения вещей, которыми он пользуется в группе (стула, стола, шкафчика, крючка для полотенца и т. д.).
• на стене перед входом в группу стенд с фотографиями воспитателей и детей, посещающих группу;
• на дверях кабинетов для индивидуальных занятий фотографии педагогов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога), работающих в этих кабинетах.
• информационные таблички для обозначения определенных помещений. Например, на двери раздевалки повешена пиктограмма с изображением одевающегося / раздевающегося человека и др.
Такие пиктограммы дают нашим детям возможность ориентироваться в окружающем мире, также напоминают, какие социальные действия можно осуществлять в конкретном помещении / зоне. Они являются сигналом для выполнения определенных социальных действий.
В качестве коммуникативных подсказок используем таблички с печатным текстом, которые размещаются в соответствующих местах. Доказано, и мы своим опытом работы можем подтвердить, что многие дети с РАС очень быстро обучаются чтению, причем делают это самостоятельно. Это может быть связано с особенностями мозговых структур, особенностями восприятия информации. Примеры коммуникативных табличек: «ПОМОГИ», «ДАЙ ПИТЬ», «ОТКРОЙ ДВЕРЬ» — на входной двери.
В качестве социально-поведенческих подсказок используем:
• Иллюстрированные списки правил поведения.
• Серии картинок, иллюстрирующие алгоритм социальных действий. (раздевание-одевание, прием пищи и др.)
Есть средство коммуникации - коммуникативная доска, которая позволяет ребенку и окружающим его людям общаться. Коммуникативная доска включает в себя:
• фотографии близких людей;
• фотографии и пиктограммы с изображением любимых видов деятельности ребенка;
• фотографии, пиктограммы, связанные с удовлетворением физиологических потребностей ребенка (вода, еда, туалет);
• фотографии, пиктограммы с изображением эмоций ребенка;
• пиктограммы, иллюстрирующие базовые коммуникативные функции (в т. ч.
просьбу о помощи, приветствие, отказ, согласие и т. д.).
Для того чтобы игровое пространство было привлекательным, педагоги подобрали интересные для ребенка, красочные (но не пестрые), легко узнаваемые и удобные в использовании игровые материалы. В ходе обучения используют разнообразные игрушки и игры, которые обеспечивают возможность обучения различным игровым действиям (игрушки для конструирования, механические заводные, музыкальные кнопочные игрушки; игровые материалы для подвижных игр; настольные и дидактические игры и др.).
Специфика организации учебного пространства для детей с РАС при проведении подгрупповых занятий, заключается в использовании наглядного расписания, иллюстрирующего последовательность выполняемых заданий, и использовании наглядных дидактических материалов. Дидактические материалы, использующиеся на групповых занятиях, наглядно и понятно иллюстрируют конкретные действия с ними.
Большое значение имеет организация времени. Это связано с тем, что в их сознании с трудом формируются временные представления, структура времени, последовательность временных событий.
Организация времени включает упорядочивание режима дня и составление расписания занятий. Упорядочивание режима дня осуществляется путем его визуализации, наглядной демонстрации. Визуализация осуществляется при помощи фотографий или карточек, иллюстрирующих последовательность событий, происходящих в течение дня. Благодаря таким визуальным подсказкам ребенок понимает, что нужно делать в определенный момент времени.
В качестве символов для обозначения определенных событий педагоги используют:
— различные предметы, символизирующие определенное событие (например, мячик может обозначать время игры, кепка —прогулку, глубокая тарелка — обед и т. д.);
— фотографии (самого ребенка, выполняющего определенный вид деятельности; изображение предмета, вызывающего ассоциацию с определённым видом деятельности или режимным моментом);
— рисунки, пиктограммы;
— карточки с надписями (письменная речь). Таким образом, для организации деятельности ребенка в течение дня используется наглядное расписание.
Работа по организации режима дня, использование расписания помогает ребенку осознать закономерности повседневной социальной жизни, увидеть взаимосвязь между различными событиями и их последовательность.
Выполнение всех заданий, включенных в расписание, — обязательно. Занятие заканчивается только после завершения последнего задания.
Подводя итоги сказанному, хочется отметить, что при организации работы с данной категорией воспитанников возможно столкнуться со следующими проблемами:
Комплектование компенсирующей группы детьми с различными диагнозами. Для успешной коррекции проблем развития воспитанников было бы эффективнее комплектовать группу детьми со схожими диагнозами.
Поздняя постановка диагноза детям. Многие родители долгое время не хотят принять наличие серьезных проблем у детей. Практически у всех попавших к нам воспитанников диагноз РАС был поставлен ближе к четырем-пяти годам. Коррекционная работа приносит больший результат лишь в том случае, когда интенсивно начинается в раннем возрасте.
Отсутствие индивидуальных тьюторов для самых сложных детей. Несмотря на рекомендации зональной ПМПК в штат учреждения не вводятся (по причине экономии фонда заработной платы) индивидуальные тьюторы. Один младший воспитатель не в состоянии вести всех сложных по диагнозам воспитанников.
Сложности в подборе технического персонала для работы в данной группе. Заработная плата технического персонала данной группы не отличается от заработной платы идентичного персонала в группах общеразвивающей направленности. Проработав недолгое время в данной группе, постоянно сталкиваясь с неадекватным, порой агрессивным, поведением воспитанников, технический персонал увольняется либо переводится в общеразвивающие группы. Привыкание детей к новому персоналу происходит довольно долго со всеми вытекающими из этого последствиями.
Таким образом, грамотное построение и организация пространства и времени, единство требований всех специалистов, учет индивидуальных возможностей детей и тесное сотрудничество с родителями воспитанников помогает добиться положительных результатов в коррекционно-развивающем процессе.